| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 04RS0021-01-2025-006008-18 |
| Дата поступления | 16.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя → об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительского действий и исполнительного сбора |
| Судья | Герасимова Ю.В. |
| Дата рассмотрения | 27.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Здание 1 |
| Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Регистрация административного искового заявления | 16.09.2025 | 16:05 | 16.09.2025 | ||||||
| Передача материалов судье | 16.09.2025 | 17:40 | 16.09.2025 | ||||||
| Решение вопроса о принятии к производству | 17.09.2025 | 16:26 | Административное исковое заявление принято к производству | 18.09.2025 | |||||
| Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 17.09.2025 | 16:26 | 18.09.2025 | ||||||
| Подготовка дела (собеседование) | 07.10.2025 | 10:30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 18.09.2025 | |||||
| Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 07.10.2025 | 10:40 | 10.10.2025 | ||||||
| Судебное заседание | 27.10.2025 | 15:30 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 10.10.2025 | ||||
| Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.11.2025 | 17:00 | 10.11.2025 | ||||||
| СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Агапитов Евгений Владимирович | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГМУ ФССП России | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава СОСП по РБ ГМУ ФССП России Жаркова Ольга Анатольевна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 0323080765 | 032601001 | 1020300974870 | |||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | СОСП по РБ ГМУ ФССП России | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Судебный пристав-исполнитель СОСП по РБ Менжикова Елена Александровна | ||||||||
Адм. дело № 2а-2722/2025
УИД: 04RS0021-01-2025-006008-18
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2025 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2025 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд города Улан-Удэ в составе судьи Герасимовой Ю.В., при секретаре Манзаровой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2722/2025 по административному иску Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к судебному приставу-исполнителю СОСП по РБ ГМУ ФССП России Менжиковой Елене Александровне, заместителю начальника отделения- заместителю старшего судебного пристава СОСП по РБ ГМУ ФССП России Жарковой Ольге Анатольевне, СОСП по РБ ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее Министерство) обратилось в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от 07.11.2024г. в рамках исполнительного производства ...-ИП от 18.10.2024г. в пользу взыскателя ФИО6
Требования мотивированы тем, что 18.10.2024г. в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ об обязании обеспечить ФИО6благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее непригодного для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем СОСП по РБ ГМУ ФССП России ФИО3 Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Министерство не согласно с взысканием исполнительского сбора, просит освободить от взыскания. В настоящее время постановление о взыскании исполнительского сбора не исполнено, в виду имеющегося дефицита средств республиканского бюджета. Кроме того, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №» 272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения. Положения Федерального закона № 272-ФЗ улучшают правовое положение Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены заместитель начальника отделения- заместитель старшего судебного пристава СОСП по РБ ГМУ ФССП России Жаркова О.А., СОСП по РБ ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП, в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО6
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещались судом.
Исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Частью 3 приведенной статьи определено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Аналогичная позиция изложена и в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14.02.2022г. на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность предоставить в том числе ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее непригодного для проживания.
На основании исполнительного листа серия ФС ... от 01.07.2024г. судебным приставом-исполнителем СОСП по РБ ГМУ ФИО1 18.10.2024г. возбуждено исполнительное производство ...-ИП.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что требование исполнительного документа подлежит исполнению в 5-дневный срок с момента получения копии постановления.
07.11.2024г. судебным приставом-исполнителем СОСП по РБ ГМУ ФССП России Менжиковой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Министерства социальной защиты населения РБ в размере 50 000 руб.
В рассматриваемом случае, поскольку в течение установленного срока требования исполнительного документа не были исполнены в добровольном порядке, у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника – Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
Однако, исходя из доводов административного иска и представленных суду доказательств, суд считает возможным требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
По мнению суда, исполнение Министерством требований, содержащихся в исполнительном документе - обязании предоставить АгапитовуЕ.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее непригодного для проживания, в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя срок, затруднительно.
Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».
В указанном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 года № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 Положения уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Статья 13 Закона Республики Бурятия от 14 ноября 2019 года № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.
Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 года № 88.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно ч.1 ст.9 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом, в соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 72 БК РФ).
В силу п. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, Министерство социальной защиты населения РБ самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете, а предоставляет жилые помещения детям-сиротам при наличии сформированного Минстроем РБ специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 3.14 постановления Правительства РБ от 14.04.2009 № 131 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Министерство осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Постановлением Правительства РБ от 14.03.2014 № 107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан» согласно которому Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Таким образом, учитывая, что предоставление взыскателю жилого помещения, приобретаемого на средства федерального бюджета и бюджета РБ, не зависит исключительно от действий должника - Министерства социальной защиты населения РБ, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, соответственно имеются основания для освобождения Министерства социальной защиты населения РБ от исполнительского сбора.
Также судом установлено, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа, направлялись соответствующие письма, на требования судебного пристава-исполнителя направлялась информация по исполнительному производству.
Кроме того, принят Федеральный закон от 31.07.2025 № 272-ФЗ "О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступили в силу с 11 августа 2025 года, в соответствии с которыми исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.
Согласно Положению «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденному Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014г. № 88 Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, в том числе в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требований судебного пристава-исполнителя вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в предложенный срок.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности организации должника, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия удовлетворить.
Освободить Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по РБ ГМУ ФССП России от 07.11.2024г. по исполнительному производству ...-ИП от 18.10.2024г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: Герасимова Ю.В.


