| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 04RS0021-01-2025-005830-67 |
| Дата поступления | 05.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя → об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительского действий и исполнительного сбора |
| Судья | Ломако Надежда Николаевна |
| Дата рассмотрения | 07.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Здание 1 |
| Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Регистрация административного искового заявления | 05.09.2025 | 15:16 | 05.09.2025 | ||||||
| Передача материалов судье | 05.09.2025 | 16:30 | 05.09.2025 | ||||||
| Решение вопроса о принятии к производству | 08.09.2025 | 12:06 | Административное исковое заявление принято к производству | 08.09.2025 | |||||
| Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 08.09.2025 | 12:06 | 08.09.2025 | ||||||
| Подготовка дела (собеседование) | 22.09.2025 | 14:00 | Рассмотрение дела начато с начала | 08.09.2025 | |||||
| Рассмотрение дела начато с начала | 22.09.2025 | 14:10 | вступление в дело соистцов/соответчиков | 23.09.2025 | |||||
| Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 22.09.2025 | 14:11 | 23.09.2025 | ||||||
| Судебное заседание | 07.10.2025 | 10:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 23.09.2025 | ||||
| Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.10.2025 | 17:00 | 21.10.2025 | ||||||
| Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 21.10.2025 | 15:57 | 21.10.2025 | ||||||
| СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Ведущий судебный пристав исполнитель по СОСП по РБ ГМУ ФССП России Доржиева Чимита Дашицыреновна | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | врио заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по РБ ГМУ ФССП Жаркова Ольга Анатольевна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГМУ ФССП России | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | заместитель начальника отделения старшего судебного пристава ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугарова Аюна Цырендоржиевна | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Казанцев Игорь Анатольевич | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия | 0326471904 | |||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия | 0323080765 | 032601001 | 1020300974870 | |||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство строительства и модернизации жилищно коммунального комплекса Республики Бурятия | 0326004709 | 1020300971415 | ||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | начальник ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия старший судебный пристав Цыбенов Бато Цыренжапович | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Базарова Анна Алексеевна | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Бурятия Тараскин Баир Геннадьевич | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Бурятия Щепеткова Инга Викторовна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия | 0326023490 | 032601001 | 1040302993576 | |||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Черкашина Надежда Трофимовна | ||||||||
Адм. дело № 2а-2640/2025
УИД: 04RS0021-01-2025-005830-67
Решение в окончательной форме изготовлено 7 октября 2025 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2025 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Ломако Н.Н., при секретаре Созоновой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Д. , ГМУ ФССП России, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по ВАП г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Цыбенову Б.Ц. , УФССП России по Республике Бурятия, ОСП по ВАП г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обратилось в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства ...-ИП в пользу взыскателя Ч.
Требования мотивированы тем, что 11.08.2025 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 31.08.2025 №» 272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника – органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения. Положения Федерального закона № 272-ФЗ улучшают правовое положение Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Исполнительский сбор был оплачен 14 августа 2025 г., то есть после вступления в силу Федерального закона № 272-ФЗ.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГМУ ФССП России, начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по ВАП УФССП по Республике Бурятия Цыбенов Б.Ц., УФССП России по Республике Бурятия, ОСП по ВАП г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельныхотношений Республики Бурятия, СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России, заместитель начальника отделения старшего судебного пристава ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугарова А.Ц., судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Базарова А.А., судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Бурятия Тараскин Б.Г., врио заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по РБ ГМУ ФССП Жаркова О.А., судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Бурятия Щепеткова И.В., Черкашина Н.Т., Казанцев И.А.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещались судом.
От судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Бурятия Тараскина Б.Г. поступили возражения на иск, в которых просит рассмотреть дело без участия судебного пристава-исполнителя СОСП по РБ, указывает, что поскольку должником сведений об исполнении требований исполнительного документа в течение добровольного срока не представлены, судебным приставом-исполнителем СОСП по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Должником не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный должностным лицом. Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя не установлено. Судебным приставом-исполнителем нарушений норм материального, процессуального права, специального законодательства об исполнительном производстве не допущено. Исполнительное производство находится на принудительном исполнении, должником меры по исполнению решения суда не принимаются. Оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора не имеется. Отсутствует подтверждение тому, что в период с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства по дату истечения срока для добровольного исполнения решения суда, должник представил службе судебных приставов доказательства невозможности исполнения решения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Частью 3 приведенной статьи определено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Аналогичная позиция изложена и в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность предоставить Казанцеву И.А., Черкашиной Н.Т. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, взамен предоставленных ранее жилых помещений.
На основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ серия ФС ... от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Д. возбуждено исполнительное производство ...-ИП.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что требование исполнительного документа подлежит исполнению в 5-дневный срок с момента получения копии постановления.
23.11.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Ц. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Министерства социальной защиты населения РБ в размере 50 000 руб.
В рассматриваемом случае, поскольку в течение установленного срока требования исполнительного документа не были исполнены в добровольном порядке, у судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия имелись законные основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника – Министерства социальной защиты населения РБ.
Однако, исходя из доводов административного иска и представленных суду доказательств, суд считает возможным требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Так, согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Суд вправе удовлетворить требование должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, то есть когда должник предпринял все возможные меры для надлежащего исполнения, однако, исполнительный документ не был исполнен в установленный срок по не зависящим от него причинам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №41-КА19-3, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 года №4-КА19-23).
Совершение должником в течение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ, также может служить основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
По мнению суда, исполнение Министерством социальной защиты населения РБ требований, содержащихся в исполнительном документе - обязании предоставить Черкашиной Н.Т. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя срок, затруднительно.
Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».
В указанном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам изих числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 года № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 Положения уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Статья 13 Закона Республики Бурятия от 14 ноября 2019 года № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.
Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 года № 88.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно ч.1 ст.9 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом, в соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 72БК РФ).
В силу п. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, Министерство социальной защиты населения РБ самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете, а предоставляет жилые помещения детям-сиротам при наличии сформированного Минстроем РБ специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 3.14 постановления Правительства РБ от 14.04.2009 № 131 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Министерство осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Постановлением Правительства РБ от 14.03.2014 № 107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан», согласно которой Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Таким образом, учитывая, что предоставление взыскателю жилого помещения, приобретаемого на средства федерального бюджета и бюджета РБ, не зависит исключительно от действий должника - Министерства социальной защиты населения РБ, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, соответственно имеются основания для освобождения Министерства социальной защиты населения РБ от исполнительского сбора.
Также судом установлено, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа, направлялись соответствующие письма, на требования судебного пристава-исполнителя направлялась информация по исполнительному производству.
Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требований судебного пристава-исполнителя вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в предложенный срок.
Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2025 N 272-ФЗ "О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступили в силу с 11.08.2025 г., в соответствии с которыми исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.
Согласно Положению «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденному Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014г. № 88 Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, в том числе в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С учетом внесенных изменений с государственного органа не может быть взыскан исполнительский сбор по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.2025 N 272-ФЗ "О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исполнительский сбор, взысканный в федеральный бюджет с должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, возврату не подлежит.
Из дополнения к административному исковому заявлению следует, что оплата исполнительского сбора была произведена после вступления в силу указанного Федерального закона - 14 августа 2025 г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия удовлетворить.
Освободить Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 23 ноября 2021 года по исполнительному производству ...-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Н.Н. Ломако


